Одним из самых неоднозначных органов, с которыми хозяйствующим субъектам приходится иметь дело
Нужна ли лицензия для работы call-центра?
Нужны ли лицензии для работы call-центра? Если нужны, то какие? Хотелось бы узнать о порядке их оформления и органе, который отвечает за выдачу лицензий.
Виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, определены в ст. 9 Закона о лицензировании. Всего их 53, для 42 из которых основанием является сам Закон, а для 11 – другие законодательные акты.
Отвечая на заданный вопрос, мы исходим из того обстоятельства, что call-центр занимается обработкой звонков – входящих и исходящих. Теоретически такие центры подпадают под деятельность сферы телекоммуникаций. Ведь их работа предполагает использование телефонов, т.е. средств телекоммуникации. К остальным видам деятельности услуги call-центра нельзя отнести даже чисто теоретически.
В ст. 42 Закона «О телекоммуникациях» перечислены услуги, которые подлежат лицензированию. Это:
1) Фиксированная телефонная связь с техническим обслуживанием, эксплуатацией сетей телекоммуникаций и предоставлением услуг местной, междугородной и международной связи потребителям.
2) Фиксированная телефонная связь беспроводного доступа с техническим обслуживанием и предоставлением перечисленных выше услуг связи.
3) Мобильная телефонная связь с техническим обслуживанием, эксплуатацией сетей и предоставлением услуг населению.
4) Техническое обслуживание и эксплуатация сетей телекоммуникаций, эфирного радио- и телевещания, телесетей и проводного радиовещания.
Фиксированная связь подразумевает использование стационарного оборудования. Мобильная – предполагает использование радиотехнологий, чтобы обеспечить свободное перемещение пользователям в пределах действия телекоммуникационной сети. У каждого потребителя есть уникальный номер.
Под телекоммуникациями законодатель подразумевает прием/передачу сигналов, изображений, звуков, текстов по проводным, оптическим и радиосистемам. Основной классификацией видов телекоммуникационной деятельности является наличие принимающих или передающих информацию действий посредством электромагнитных систем и приемников у абонентов.
Соответственно деятельность call-центра можно рассматривать как телекоммуникационную лишь при наличии перечисленных выше классифицирующих факторов. Только в этом случае можно говорить о необходимости ее лицензирования.
Анализ работы call-центров свидетельствует о том, что к сфере телекоммуникаций они не относятся, поскольку их деятельность не предполагает использование электромагнитных систем для передачи и приема сигналов. Более того, call-центр обслуживает клиентов, являясь потребителем услуг предприятий телекоммуникаций.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что центры обработки вызовов могут осуществлять хозяйственную деятельность без лицензии.